

|
Мои впечатления от Улудага

Здравствуйте, дорогие горнолыжники и им сочувствующие! :)) В выходные вернулся из Улудага и хочу поделиться с вами свежими впечатлениями от поездки. Предлагаю вашему вниманию отчет.
Вступление (или почему, собссно, Улудаг) Изначально из мест проведения горнолыжного отпуска рассматривалась либо Турция, либо Россия, либо Казахстан (Чимбулак), поскольку срок моего загранпаспорта истекает в середине мая, а новый еще не готов. Из-за заранее распланированного бюджета на год, который не предусматривал горные лыжи вообще (хотя первый раз я встал на них 2 года назад в Финдляндии), была задача: уложиться в бюджет 500-700 баксов на чел. на неделю (желательно с полным питанием и ски-пасом). Поэтому было принято решение ехать в Палондакен (Эрзурум) в отель Дедеман. Но Дедеман был занят до 07.03.04, что не совпадало с желаниями (и необходимостью) выехать пораньше. Поэтому за 1,5 месяца были оплачены путевки в Полат Ренессанс 5* (по 550 баксов с носа) на вылет 29.02.04. Однако, спустя неделю после оплаты выяснилось, что самолет 29.02.04 отменили и турфирма предложила поменять вылет на 15.02.04, причем решение надо было принять в течение получаса. Полчаса беготни по этажам офиса для согласования нового срока отпуска и я подтверждаю перенос. Затем спустя 4 дня отель прислал отказ из-за начавшихся разборок между хозяином отеля, Дип-Туром и московскими турфирмами (хозяин решил поднять цены на 200 баксов с носа, несмотря на то, что люди оплатили все задолго до появления у него этого желания). Мы были в отчаянии и рассматривали варианты от Чибулака до Абзаково (и даже Мценска с Кировском), турфирма - предлагала Улудаг (но он был немного дороже и мы слышали о нем не очень лестные отзывы). Потом, немного успокоившись, решились на Улудаг. Зная, что главное в отдыхе - правильно выбрать отель, я внимательно изучил отели в Улудаге и отзывы о них. В результате, был выбран отель Fahri 3* , стоимость на 1 чел. в DBL около 650 баксов с питанием FB (завтрак, обед, 5 o"clock, ужин и ночной суп, не включая напитки) и ски-пасом на 9 подъемников (в турфирме обещали 10), с перелетом до Стамбула компанией Пан-Украина (блин, почти Пан-Американ :)), Аэрофлотом - почти на 100 баксов дороже). После подтвердения отелем поездки мы почти успокоились, хотя, как оказалось позже, рановато-
Дорога туда Вещи собраны, лыжи упакованы, сидим - пьем коньяк в ожидании такси (универсал, 800 руб. до аэропорта, летим из Внуково), благо такси заказано на 12.00, а это - уже не совсем утро :)). Коньяк был припасен на самолет, но, понадеявшись на Duty-Free, решили его выпить. Приехали в аэропорт, регистрация началась без задержек. Барышни из Пан-Украина работают в режиме long-play, умудрившись собрать очередь на пустом месте. Видим еще нескольких лыжников, но пока не знакомимся. Затем - паспортный контроль, а за ним - должен быть долгожданный Duty-Free. На паспортном контроле заминка, прапор долго рассматривает мой паспорт под микроскопом, а потом просит у меня "еще какие-нибудь документы". Привычка постоянно таскать с собой российский паспорт в этот раз пригодилась. Протягиваю паспорт - опять микроскоп, вызов звонком старшего смены. На мое недоумение по поводу происходящего прапор пояснил, что у меня расслоилась голограмма (з/п - МИДовский). Майор-женщина-старший смены тоже внимательно рассмотрела мои документы в микроскоп, потом пожала плечами и ушла. Судорожно отщелкиваю в кармане сотку баксов от припасенной "котлеты" и лихорадочно думаю, как бы всучить сотку прапору. Однако все решил мой вежливый, с улыбкой, вопрос: "Ну, что, товарищ прапорщик, пустите Вы меня на лыжах покататься? Через неделю обязуюсь вернуться!" Прапор засмеялся, отдал мне документы и пожелал счастливого пути и поскорее поменять загранпаспорт. Переводим дух, ищем глазами Duty-Free. Вот fuck! В этом долбаном Внуково, магазин халявной торговли находится перед паспортным контролем, а не за ним, как во всех аэропортах мира. Обратно соваться даже не пытаюсь, посылаем гонца. Гонец возвращается через 5 минут препирательств с пограничниками - не пустили. Настроение портится окончательно - немного улучшаем его кофе с бутербродами с красной икрой по ценам Манхэттена и мечтаем, что уж в самолете точно будет Duty-Free хотя бы с Red-Lable (предпочитаю Black и Chivas Regal) и сигаретами (в кармане - одна пачка, а это - уже катастрофа), а также - должны наливать хотя бы сухое вино. Грузимся в самолет и узнаем: а) Самолет авиакомпании "Кавказские Минеральные Воды" арендован нашей Пан-Амери- ,тьфу, Пан-Украина :)); б) Duty-Free нет и не будет; в) Сухого вина тоже нет и не будет. В результате, за последние 12 лет - это был мой первый полет всухую (хорошо, хоть накормили), хотя обстановка способствовала тому, что надо бы выпить: самолет - Ту-154, болеющий трясичухой уже лет 5, на аэродроме - лед (видимо, вся техника брошена очищать лед с Московских улиц :))). Но это были цветочки- В Стамбуле - снегу видимо-невидимо (никогда не думал, что такое может быть), турки, скорее всего, решили, что самолеты, прилетающие из России, обуты в лыжи по сезону и лед на аэродроме был еще хуже, чем в Москве - полосы хватило как раз- Выскакиваем из самолета, проходим паспортный контроль и ждем вещи. Пока ждем - бегу в Duty-Free и закупаюсь коньяком (о, наконец-то мой любимый Мартель!), виски и сигаретами и еле удерживаюсь, чтобы не отхлебнуть из бутылки прямо в магазине. Вещи привезли довольно быстро, однако лыж нет вообще. Потихоньку знакомимся с совместно нервничающей публикой - остались только лыжники, мешочники-челночники уже свалили. Вдруг вижу вдалеке какого-то субъекта турецкого происхождения мечущегося по залу с тележкой, на которой вижу лыжи в чехлах, в т.ч. и свои (даром, что ли ярко-алый чехол покупал). Показываю нашим отчаявшимся лыжникам пальцем на этого турецкоподданого и- вся толпа с гиканьем бежит в сторону тележки. Турок бросает телегу и в ужасе убегает- Выходим из зоны контроля, видим встречающих и собираемся кучкой в указанном месте. Страшно хочется курить, но в здании - нельзя. Выходим с двумя мужиками на улицу. Обратно нас не пускает еще один турецкоподданый с лыжной шапке на своей дурной башке, рацией - в руке и звездой Техасского шерифа - на груди. Самый хитрый из нас через 15 минут стояния догадался пройти немного вперед и еще через 5 минут помахал нам рукой уже из здания. Следуем в указанном им направлении, хотя очень хочется послать всех турков на свете в другом, не менее известном, направлении- О-па! Войти в здание не так-то просто - нужно пройти личный досмотр. Это занимает минут 10 с учетом очереди. Радует предусмотрительность турков - у них нет Чечни, зато есть курды и греки. Удивляет беспечность служб безопасности наших аэропортов. Проходим к нашей группе, отхлебываем коньяку и грузимся в автобус. По дороге расспрашиваю гида о последних турецких стамбульских новостях - в Стамбуле я не был 12 лет. Проезжаем мост через Босфор, но ничего в темноте не видно. Минут через 50 заезжаем на паром, который перевезет нас через Мраморное море. 35 минут распивания коньяка на пароме и мы - на другом берегу. Через какое-то время проезжаем через Бурсу. По обочинам - горы снега (Лужкова бы им напрокат сдать, чтоб порядок навел), дороги кое-как очищены, но на них снежный накат. Зимних шин там нет, тем более - шипованных, поэтому народ ездит на цепях. Причем, по-турецки, т.е. не надев их заранее, а доехав до момента, когда автобус начинает буксовать и сползать назад - вот тогда и надо надевать цепи, перегородив автобусом всю дорогу. Но навстречу и за нами были тоже водители-турецкоподданные, поэтому все друг друга терпеливо ждали, никто не гудел. 35 км от Бурсы до Улудага мы ползли 2 часа, в горах была нехилая пурга, видимость - метров 10. В общем, приятного было мало-
Отель, катание, развлечения В отель мы прибыли в 2 ночи, дорога "от дома до дома" заняла 14 часов. Оформление номеров прошло быстро, портье предложил ночного супу, но сил есть уже не было, а "ночная ваза" :)) была предпочтительней ночного супа. Отель оказался очень приличным для 3*, но об этом позже. Несмотря на поздний отбой, проснулись достаточно рано (на завтрак успели :)) ) - горный воздух способствовал. Погода была классная - голубое небо, яркое солнце. Пурга окончилась. После завтрака одеваемся, берем на ресепшн ски-пасы (типа наших билетов на троллейбус с магнитной полосой), схему трасс и подъемников, выходим из отеля - надеваем лыжи и- Первая креселка - рядом. Поднимаемся на креселке - осматриваем склоны. Видим, что для адаптации мы скатимся по ближайшей трассе 1-2 раза, не более - ближние склоны совсем для чайников.
Вот схема трасс
Как я сказал, в ски-пас входили 9 подъемников: 5 бугельных и 4 креселки. Бугельные - со швабрами, на 2 чел., турки швабры подают аккуратно. Самые 2 удобные креселки были те, что рядом с отелем. На остальных из-за снега и ленивости турецкоподданного обслуживающего персонала кресла находились не на уровне задницы, а на уровне голени, отсюда - синяки на обеих голенях (это я уж потом догадался в момент подхода кресла бить по нему ладонью, чтобы амортизировать удар). В общем, по местным меркам, там пара синих трасс (на схеме ¦¦ 11, 10 и внизу ¦2 - на схеме не показано, а ¦1 - я вообще не понял, что это на схеме, такого там не было), 2 черных (¦¦ 4 и 5) и остальные все - красные. На мой (и не только) чайницкий взгляд - черных трасс там нет, а есть продвинутые красные. Хотя, конечно, один из склонов, считающийся черным (¦4 на схеме, в наш ски-пас не входил), серьезный - ноги устают конкретно, в первый же день попали на него - съезжали вниз с нашего ¦5 на ¦2. Потом, уже для удовольствия скатился по нему еще пару раз. Да, забыл вот что- Я пока что начинающий "чайник", но к концу поездки удостоился следующего звания - "чайник со свистком". :)) Подальше от массового скопления народу было 3 наших бугельных подъемника - на схеме не показаны, в р-не ¦2 (1 - учебный склон, 1 - промежуточный, мы по нему только съезжали к креселке ¦2 и 1 - очень хороший, на котором катались, когда креселку закрывали из-за ветра). Протяженность этого приличного бугельного подъемника где-то раза в 1,5 больше, чем, например, в Ясенево. И только на тех дальних подъемниках турки лучше всех изо дня в день готовили трассы - там был самый большой ратрак (раза в 1,5 больше тех, что были на других трассах) и народу там было совсем мало. Потом уже мы вспомнили, что гид говорила что-то насчет "шаттла" (микроавтобус), который курсирует между отелями и этими дальними склонами и уже ездили на нем. А поначалу спускались по ¦4 и далее по дикой, проложенной нашими лыжниками, трассе подъезжали к ¦2. Там со мной случилось 2 смешных случая, хотя, второй мог бы стать трагическим. Кое-где в р-не этой дикой трассы есздит ратрак и, соответственно, нужно пересекать бугры оставленные ратраком. В одном месте там пробита "лыжня" - по ней-то мы и пересекали следы ратрака. И вот впереди едет девушка, сзади на приличном расстоянии - я. У нее - продвинутые короткие и жесткие лыжи (K2 Escape Mach), у меня - фрирайдовские K2 Escape Power. Скорость у меня всегда больше была почему-то. Девушка почему-то притормаживает у пробитой через отвал лыжни, я кричу: "Проезжай быстрей!" Она: "А? Что?" Тормозить там сложно. Шаг вправо, шаг влево - бугры, за ними - целина, а уровень у меня еще - "чайник". Понимаю, что придется уходить вправо и прыгать через бугор высотой около метра. Разгружаю носки лыж, прыгаю и нагибаюсь вперед. В общем, немного не рассчитал: изобразил прыгуна с трамплина (носки лыж - у лица), а обратно выпрямиться не смог. Говорят, со стороны было очень красиво - пролетел метров 5, лыжи при приземлении отстегнулись синхронно - назад и вбок. Пропахал на животе метра 3 целины - снег набился во всю одежду, но сам не пострадал совсем. А вот второй случай- К тому времени мне уже присвоили следующее звание - "чайник со свистком" и я старался его оправдывать- Там был один отель на отшибе и к нему - дорога. По сторонам - сугробы метра 1,5-2, ширина проезжей части 4-5 метров. Т.е. дорога эта как бы в желобе. Дорогу надо было пересекать. В р-не пересечения - уже широкий (метра 3) проезд - там иногда снегоходы и квадроциклы ездили. Знаков в месте пересечения нет никаких, легковую машину из-за сугробов не видно. И вот один раз я просто забыл про дорогу, а по ней ехало легковое авто, которое я не видел- Н-да... В общем, я перелетел дорогу метров за 5 перед автомобилем практически на уровне его лобового стекла или крыши- Приземлился, остановился, посмотрел назад- Мне стало страшно, стыдно и плохо. Турок тоже затормозил. Ему машут - проезжай, а он сидит - белый, как снег и тронутся с места не может- Потом турок уехал, покрутив у виска, а мы выпили полную флягу коньяку за мое здоровье- И еще я курил потом минут 5 - думал о жизни и моей дурной голове- А- еще как-то Джеймса Бонда я изображал - на одной лыже ехал- В начале кресельного подъемника зацепился носком лыжи за снег - турки вообще не чистят у подъемников. Лыжа соскочила. Пока я думал, что лучше - ехать вверх и на кресле же возвращаться или прыгать, отъехали немного. Подумав, сиганул с кресла вниз на целину и на одной лыже съехал к месту падения второй. Турецкоподданый только головой покачал, но подъемник не отключил - пришлось уворачиваться от кресел, чтобы лыжу достать. В р-не массового скопления отелей трассы готвят хуже и разбивают их быстрее. 4 дня была солнечная погода, а последние 3 - снег и пурга, причем иногда такая, что ничего не было видно дальше 3-4 метров. Мы или пережидали снежные заряды в кафе, либо, если видели, что это надолго - возвращались в отель. Чем дальше от отелей - тем в кафе на горе цены дешевле. В центре пара кофе по-турецки - 10 баков, в р-не трассы ¦2 - 5,5 баксов. Последние 2 дня я понял, что такие склоны - как раз для моих лыж. Фрирайдовские лыжи рулили по любой каше и буграм - ни разу не упал там, где на жестких лыжах народ падал. На склоне ¦5 оторвался по полной программе- Тех, кого здесь называют ластоногими :) было в пропорциональном отношении к лыжникам меньше, чем в Москве и они, в основном, катались так, чтобы никому не мешать, что меня сильно порадовало. По настоящему хорошо и красиво катающихся было 2: один турецкоподданый лыжник и один иностранец-сноубордист. Остальные все были любители разного уровня, а эти - профи. Кормили неплохо, мне более чем хватало, все съесть не мог. Напитки в отеле дорогие: пара бокалов пива - 10 баксов, пара бокалов вина - 11 баксов, маленькая бутылка воды - 5 баксов. В отеле был еще бесплатный каток и сауна. И туда и туда сходили по одному разу. Каток неплох, но коньки и ботинки порядком раздолбанные и антуражу нет никакого - подсветочки там, музычки приличной, барчика с пивом и т.п. А сауна - как в анекдоте: "У вас в бане пар есть?" Т.е. заходишь в раздевалку - пар есть, но изо рта. :)) Пришлось принести одеяла из номера. Парилка - приличная. Вечером в отеле развлечений никаких, хотя рядом с рестораном - очень приличный холл с камином и баром. Играли там в нарды и просто терли за жизнь, к концу отпуска - уже со всей компанией. Поехали на экскурсию в Бурсу - по 20 баксов с носа, но экскурсия свелась к посещению одной мечети и усыпальницы внука Османа, а в остальном - экскурсионная программа по магазинам. Знали бы - не поехали, тем более, что такси в один конец - 30 баксов за машину, а маршрутка - 3 бакса с носа. Но это мы узнали позже. Гиды - душевные люди и мы простили им этот развод на деньги, понять их можно - свой маленький бизнес, а "Восток - дело тонкое"(с). Зато они нас провели на халяву в бассейн в другой отель, а так - стоило бы по 12 баксов с носа. Еще ходили в один отель на дискотеку. Дискотека - отстой, но с 00.30 выступала местная звезда - певица из Стамбула. Такого удовольствия я давно не получал: пригласить бы ее в Москву в какой-нибудь клуб - публика бы визжала от восторга. Билеты на сидячие места (т.е. сидишь за столиком и выходишь танцевать) с пивом стоили по 30 баксов. Но гид Шахин (я все боялся его шахидом назвать :))) проникся к нам и по договоренности с хозяином отеля поил нас на халяву местным коньяком - было очень неплохо.
Дорога домой Поскольку вылет обратно был во второй половине дня и, учитывая большое время в дороге от Улудага до Стамбула, решили выехать пораньше, с тем чтобы погулять по Стамбулу, т.к. по-любому кататься утром не получилось бы. До Стамбула добрались всего за 4,5 часа. Резкий переход между завалами снега в горах и весной - в Стамбуле (солнышко, зеленая травка, немного снегу местами). Погуляли, пофотографировались, в порту сожрали по бутерброду со свежежареной скумбрией (баркасы подходят прямо к набережной, на них жарят рыбу и продают в виде сэндвичей с хрустящим свежим хлебом и листьями салата). Обратно пришлось идти через рынок (Гранд Базар) - еле выбрались. Дальше уже скучно - самолет немного запоздал, но в пределах ожидаемого, запасы спиртного пополнили в Duty-Free. Перелет, благодаря крепко споенной :)) компании прошел весело.
Резюме Для очень опытных лыжников, для которых само катание приоритетней соотношения цена/качество там будет не особенно интересно, хотя неделю, думаю, они выдержат. Для них, если выбирать Турцию, Палондакен был бы интереснее. Для совсем "чайников" и начинающих лыжников - самое оно, для совершенствующихся - тоже неплохо в совокупности (катание, комфорт, развлечения). Я бы еще туда с удовольствием поехал (уезжать не хотелось - еще бы одну недельку), хотя- Надо сказать, что у меня была такая компания, что я в этом составе поехал бы хоть в Африку на лыжах кататься, хоть в Антарктиду - на слонах- :)) Теперь бы от отпуска недельку отдохнуть.
SAS.
Всем привет.
Только вчера приехал из Улудага (Турция). Был там с 15 по 22 марта. Мне понравилось. Для сведения катаюсь лет 4-5, до этого был только в Кировске.
По Улудагу был недавно хороший отчет господина ООО . Рекомендую сначала ознакомиться с ним, я только в дополнение изложу свои эмоции.
Летели непонятно какой компанией из Внуково. На билете заметил 2 названия Авиалинии 400 и Пан Украина, но сам самолет был КавминводАвиа Ту-154 Б-2 :)) Не особо современный и удобный, но это пофиг, так как долетел точно по расписанию и не очень трясло. Внуково - аэропорт ещё тот... На обратном пути похоже во Внуково пьяные грузчики разломили мой пластмассовый чемодан. Что интересно, можно было наблюдать за их работой.
В Стамбуле встречала фирма Odeon (у нас она фигурирует как www.coral.ru). Далее 5 часов дороги в Улудаг на маленьком автобусике из них около часа подъем в гору. Проезжали по красивому мосту через Босфор, потом ещё переплывали мраморное море на пароме (на нем 2 сэндвича - 3$).
Жили в гостинице Генч Язычи 4* (Genc Yazici). Впечатления не очень :(( Конечно, практически всё, что было обещано в Москве присутствовало, но скорее формально. Например, обещанные фруктовые соки - это концентраты. Причем на завтраке они стояли всем доступные, а за обедом и ужином их не было. Оказалось, что туркам они не полагаются и нам их надо было просить отдельно :-)) Самая неприятная засада была со скипасами. Охватывающих все подъемники не было вообще. На 6 дней стоили около 130$. Некоторые гостиницы имеют 50% скидку. Наша Genc Yazici имела скидку вообще только на один(!!) подъемник :(( и стоил он 15$ в день. Знакомые жили в отеле Beceren 3* напротив и мне он понравился больше. Хотя стоил он чуть дороже нашей четырех звездочной Genc Yazici и в нем не было бассейна, но сами номера, атмосфера, еда там были намного приятнее. В бассейн их пускали бесплатно в отель напротив (Кераван Сарай). И даже курс обмена у них был лучше (хотя он там везде вроде одинаковый :-)) И, в отличии от Genc Yazici, в нем была 50% скидка на скипасы.
С погодой очень повезло. Снега было очень много. Только 1 день был туман, пирчем подъемники не выключали, все остально время солнце. Ночью около -2 и ветерок. Днем явно больше 0. Когда уезжали снег днем начал подтаивать, но на след. неделю (22-29 марта) наверняка хватило бы (на горе было примерно 1,5 метра снега). Некоторые там говорили, что катаются весь апрель, но обещать не буду, так как мнения слышал разные :)
Про сами склоны более или менее написано тут, хотя и немного устарело. В мой U-pass входил самый левый склон длинной около 2700. Из них более половины очень пологий выкат. Эта трасса (в отличии от других) ратрачилась часто и очень ровно. Народу было мало и практически всю неделю там был идеально ровный спуск. Приятно было пронестись по нему в стойке, вообще не поворачивая :)) Хотя я больше любитель полазить по целяку (чего там тоже хватало).
В будни народу было очень мало. Турки и русские (другие туда практически не ездят). В выходные приезжает довольно много турков и образуются небольшие очереди на подъемники (минут на 1-7). Всю неделю в гостинице жили почти одни (9 русских), но к выходным туда заехала какая-то женская делегация (типа феменисток что ли :-))) и началось нечто!! :)) После тишины и спокойствия такой галдеж... Зато шведский стол сразу улучшился.
Прокат при гостинице стоил около 7-10$ в день. Мне не понавилось. Пошли в прокати под кафе Beceren (на первом этаже около правых склонов). Там было дешевле и приятнее :)) Они же починили мне лыжи за 8$ вместо 25$ как предлагали остальные.
Подруга брала на прокат снегокат (без мотора, советские санки с рулем) - 4$ в час. Дороже лыж, совсем офигели :)) Но подняться на нем на бугельном подъемнике, а потом пролететься вниз было весьма увлекательно :))) Вообще, курорт считается дорогим (для богатых турков) и гиды сами в этом признаются. Банка колы в кафе у горы 4$, чай 1,5.
Ездили в Бурсу. Сами, без экскурсии. Крупный турецкий город (2млн жителей). Походили по большому рынку, недалеко от стоянки маршруток. Маршрутка 4$ в один конец. Ходит, вроде, до 7 вечера, но если в четвером, то обратно и на такси не дорого (30$).
Покатался на славу. 1 раз сломал палки (оторвал ремешок). 1 раз лыжи - после полета и кривого приземления вырвал переднее крепление вместе с шурупами. Дааа... Проехать потом 3 км. вниз на одной лыже - это было увлекательно :-))
В итоге: Самым неприятным обломом была организация ски-пасов и цены на них. Но гиды обещают, что это только в этом году так, а в 2004-2005 гос-во все берет под свой контроль и всё будет единым. Ну и главное, что погода была отличая, накатался и отдохнул вдоволь. Так что тем, кто без претензий на крутые и длинные трассы, и тем кому необходимо быстро выехать без визы рекомендую :)
Если что-нибудь надо будет уточнить, с удовольствием напишу.
Источник: http://www.xmmm.ru |



|