Отдых в России - подборка статей |
Горные лыжи / Статьи / Отдых в России / Славско - 2002 от SKIER. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Славско - 2002 от SKIER.Приехали 29 декабря рано утром. Со снегом в этом году все в порядке. С прошлым годом даже и сравнивать нельзя. Еще при открытии сезона в Славско, в начале декабря, было уже сантиметров 60-70. А к Новому Году прошло еще несколько снегопадов. Все трассы почти не раскатаны, целина по уши. Поначалу даже непривычно. Обычно на Тростяне в это время уже твердые, покрытые льдом бугры, а тут почти бездонный снег. Людей пока еще не много. Вообще, в этом году наблюдалась странная картина. Еще с начала декабря отовсюду нагнеталась информация о том, что в Славско уже все выкуплено, все жилье снято и людей к Новому Году ожидается чуть ли не втрое больше, чем всегда. Даже люди, далекие от горных лыж, после вопроса "куда едешь - в Славско?" авторитетно заявляли, что в этом году там будет не продохнуть от наплыва туристов. В этой единогласности чувствовалась профессиональная раскрутка, причем не совсем соответствующая действительности. Людей было ничуть не больше, чем год или два назад. В частном секторе вполне можно было селиться, без всяких предварительных договоренностей с хозяевами, даже 30 декабря. Кому и с какой целью был нужен этот ажиотаж не совсем понятно. Скажем, отдельно взятые турфирмы ничего от этого не получают, т.к. под Новый Год все базы и гостиницы и так всегда расписаны. Единственной целью, с которой может производиться такая раскрутка, может быть привлечение серьезных инвестиций. Цель, конечно, серьезная и нужная, однако такие уловки здесь вряд ли помогут. Об этом - чуть позже. Еще одна особенность, все ярче проявляющаяся в последние пару лет - это разграничение приезжающих на две категории: "встречальщики Нового Года" и, собственно, "катальщики на горных лыжах". Для первых характерен приезд на 2-3 дня и весьма отдаленное знакомство с лыжами. Основная цель поездки - отметить праздник, оттянуться по полной, принять активное участие как в организации ночных салютов, так и в уничтожении немалых запасов спиртного и съестного. Ложатся поздно, встают с трудом. Есть уникумы, вообще ни разу не выходившие на гору, т.е. время их просыпания соответствует возвращению с горы. Обычная ситуация - это человек 10-20, из которых один или два катающихся не в первый раз. Если Вы никогда не катались на лыжах и Вас позвали в такую компанию, конечно соглашайтесь. Только с печенью поаккуратнее! А праздник и хорошее настроение в такой компании гарантированы. В результате поездки несколько человек клятвенно заявят, что никогда и ни под каким видом в горы зимой больше не поедут. Однако, примерно такое же количество заболеют этим уже на весь остаток жизни, и мечта о зимнем отдыхе будет будоражить их даже летом. А еще часть компании, не отдавая предпочтения ни тому ни другому, может перейти в разряд хронических "встречальщиков Нового Года". Для них это станет такой же традицией, как стало, после выхода на экраны известного кинофильма, ходить в баню. Кстати, это можно и совместить. Многие хозяева в Славско идут навстречу пожеланиям туристов и строят домашние бани. Не фонтан, конечно, но уже кое-что. В период до 2 января раздолье для любителей фрирайда и сноубординга. Людей на горе немного, целину раскатывать никто не торопится. Многие, съехав пару раз, отстегивают лыжи и начинают активно поглощать шашлык, вино и другие вкусные вещи. Очередей на подъемниках тоже нет. На Западе довольно сильный боковой ветер, а так везде здорово. Отдельный кайф - это Юг, особенно когда там светит солнце. Снег практически нетронутый, вид вокруг и описать нельзя! Один раз с утра удалось проехать первому на весь склон по свежевыпавшему снегу. Оглядываешься назад и видишь только свой след. Такое не забывается! При следующем спуске добавляется еще только два следа. Ну а потом уже проходит целый "табун" сошедших с креселки и тому, кто еще хочет попробовать целину, приходится уходить на самый край выката. В конце дня многие спускаются вниз по той же дороге, где ездят грузовики, хотя есть прекрасная дорога через лес. Правда, в первые два дня пришлось ее самому утрамбовывать, зато потом - одно удовольствие. Свежий снег, елки, тишина и только далеко в стороне слышится шкрябание лыж по дороге и визг лыжниц перед машинами. А под креселкой снег настолько глубокий, что можно позволить себе попробовать катание "глиссированием" - без поворотов, на сложенных вместе лыжах, сильно откинувшись назад и приподняв носки лыж над снегом. Очень интересное ощущение, немного похоже на водные лыжи. Благодаря большому углу атаки лыж скорость практически не увеличивается. Можно безопасно проехать в самых узких местах и по таким крутым оврагам, где и в голову не пришло бы ездить. Сзади остается узкий сплошной след, как от сноуборда. Управляемость прекрасная, при желании можно перейти к поворотам или вообще остановиться. В результате оказываешься прямо под нижней станцией креселки. А там - на машину или пешком домой, если рядом. Креселкой пользовались только в первый и в последний день, и то только для того, чтобы было, что вспомнить. Гораздо удобнее доезжать на машине прямо до центра. Хозяин хаты, он же водитель ГАЗ-66 берет всего 4 грн (как и креселка) и довозит прямо от дома на Центр. Удивительно, но при этом многие, в основном из категории "встречальщиков" остаются недовольны "уровнем сервиса". Ну да, ГАЗ-66 не "СВ", сидеть и правда жестковато. Но как по мне, идти пешком на креселку, отстоять там очередь и мерзнуть 25 минут в кресле за те же самые 4 грн - сервис ничем не лучше. Минус от этого в том, что это понимают многие и поток машин на Центр становится непрерывным. Соответственно и очередь на Центре почти постоянно большая, причем очень неорганизованная. Она приобретает форму веера, где толпа сходится со всех сторон прямо перед калиткой и топчется друг у друга по лыжам. Не спасает и то, что почти все уезжают на Запад и Север. Машины все время подвозят новых клиентов. Поэтому кататься на Центре можно только или прямо с утра, пока еще не пошел основной поток, или уже ближе к концу дня. После 2 января картина меняется. Большинство "встречальщиков" разъезжается, а на их место приезжает все больше "катальщиков". Чувствуется это практически сразу. На всех подъемниках образуются очереди, народ катается быстро и уверенно и буквально за несколько часов весь склон хорошо утрамбовывается, появляются хорошие, твердые бугры. Может быть, со мной многие и не согласятся, но для меня самое любимое на Тростяне - это крутые бугристые склоны. Если со временем, с приходом к нам цивилизации, все склоны будут выравнивать ратраками, на мой взгляд Славско от этого только потеряет. Нет ничего скучнее ровного склона. Это, правда, не относится к ямам, пням, корягам и кускам стальной арматуры, торчащим из снега в самых неожиданных местах. Каждый год люди на них гробятся, а дела никому так и нет. И это при том количестве денег, которое туристы каждый год оставляют в Славско. Все как в песок уходит, подъемники только чаще ломаются. Похоже никаких средств для ухода за склоном и ремонта оборудования никто и не собирается откладывать. Гораздо удобнее все "съедать". Плюс часть денег просто разворовывается. К примеру, на Севере, Центре и креселке количество отрываемых билетов всегда соответствует количеству уплаченных денег. А на Западных подъемниках, где правда и билеты другие, практически при каждом спуске если даешь на два билета. получаешь один и уезжаешь, а если оплачиваешь один - то вообще ничего не отрывают. Можно упереться, спросить в лоб, где билет - тогда его при тебе демонстративно разорвут, но на следующем же спуске картина повторяется. Т.е. каждая вторая гривна тупо кладется в карман. Я не налоговый инспектор и не собираюсь никого воспитывать. Но, пока такое будет продолжаться у всех на глазах, ни о каком улучшении качества обслуживания и привлечении инвестиций не может быть и речи. В связи с увеличением очередей приходится время от времени менять место катания. Скажем, с утра можно несколько раз спуститься по Югу с выездом на Центр. Как только на Центре начнет накапливаться очередь можно уйти на Север, кататься там, обедать, а к концу дня - снова на Юг, и до подсадки на кресло. Правда этот путь просекли многие. Тут как: видишь, что наверх пошли пустые кресла, съезжаешь один-другой раз, и к тебе присоединяется уже приличная толпа. В этом году впервые увидел очередь на подсадку аж до мостика, т.е. человек 25-30 ! Вообще, самая дисциплинированная очередь конечно на Севере. Объясняется это относительной сложностью склона и малым процентом начинающих. Портят картину только отдельные невоспитанные львовяне, действующие по принципу "встал один - подъехало десять". (Воспитанным львовянам просьба не обижаться - думаю, в свалках на Центре виноваты еще более невоспитанные киевляне ;-)). Кстати говоря, воспитание здесь может быть и не причем. Прекрасно помню время, лет десять назад, когда в Славско еще приезжали большие группы из Прибалтики. Они только так и катались. Съезжает один и становится сразу в середину очереди, ближе к началу, будто кого-то ищет. Остальные уже спускаются прямо к нему, громко перекрикиваясь на непонятном языке, что само по себе уже бескультурье. В итоге человек 20 проходит без очереди, а все стоят и смотрят. Еще они любили притвориться, что не понимают по-русски. Уж на что я невозмутимый человек, и то не вытерпел. Когда такой гонец пристроился в начале очереди, пришлось ему громко, чтобы все слышали, объяснить, куда ему нужно пойти и почему. Т.к. очередь одобритетьно загудела, бедняжке пришлось, опустив голову встать в самый конец. Причем вид у него был такой, словно у него незаслуженно отобрали только что выданную зарплату. И это латыши, всегда кичившиеся своей воспитанностью и культурностью! Что уж говорить о нас грешных. Единственный здесь выход - не создавать самих очередей. Здесь все понятно: должно быть больше подъемников или больше должна быть их производительность. Предложение должно превышать спрос. Люди, вместо того, чтобы стоять в очереди, будут кататься, принося при этом больший доход предприятию. Все довольны. Но без серьезных инвестиций здесь не обойтись. Или возьмем питание на горе. История вопроса такова. В незапамятные времена приходилось брать с собой еду на весь день - бутерброды, термос и т.п., возить все это за собой или вешать рюкзак на дерево. Потом на склонах появились бабушки с сумками, набитыми всякой едой и напитками. Продавалось все это прямо с земли или с шатких столиков. Потом, видимо им надоело мерзнуть, и через пару сезонов стали строить для торговли кунги и хижины. Съедать же все приходилось или стоя, как боевой конь, или сидя на бревнах или собственных лыжах. Позже стали устанавливать и столики со скамейками для туристов. Попытки купить еду в одном месте и съесть ее за другим столиком всячески пресекались самими хозяевами. Это породило здоровую конкуренцию и образование множества загончиков сортирного типа, которые мы имеем счастье лицезреть и по сей день. Здесь уже есть и крыша над головой, и даже защита от сильного ветра. И, наконец, апогеем этой эволюции стало появление на Центре кафе-ресторана, построенного в прекрасном стиле, с верандой, стеклянными окнами, елкой и камином. Заходишь, садишься за человеческий стол со стульями, в тепле и комфорте. Делаешь заказ, приносят все свежее и вкусное. И это при таких же ценах, как и у бабушек! В общем, классно, чувствуешь себя уже человеком и рад бы только туда и ходить. Но беда в том, что у них только четыре стола и два десятка стульев на весь Центр. Образуются те же самые очереди, но уже в ресторане! Будем надеяться, что это временно, и получит должное развитие. Ну и, наконец, по поводу инвестиций. Придумала как-то чья-то светлая голова продлить креселку до центра села. Грандиозный проект! Ежу понятно, что при существующей производительности (около 150 чел/час) это вообще ничего не даст, очереди будут огромные, люди все равно будут ездить в этих дурацких ГАЗ-66 и УАЗ. А те, кому посчастливится все-же сесть в кресло, за время подъема (около часа) окончательно околеют от холода. Нужно строить современную канатную дорогу с теплыми кабинами человек на 80 и производительностью 1000-1500 чел/час. Проблема доставки будет решена. А как с жильем? Если в "Динамо" добавить этажей 15, его все равно не хватит на всех желающих. Под такую дорогу нужно строить десяток гостиниц со всей инфраструктурой - магазинами, прокатом, барами и дискотеками. Где всей толпе кататься? Опять таки, увеличить количество склонов и подъемников. Места на Тростяне навалом. Что и как делать давно уже придумано. В той же Австрии, к примеру, горнолыжный туризм - индустрия высочайшей рентабельности с многолетним опытом реализации таких проектов. Там горные лыжи даже являются обязательным предметом общеобразовательной программы. И рентабельность у них не за счет ежегодного повышения цен при ежегодном же увеличивающемся износе оборудования, а за счет высококачественного обслуживания все большего количества туристов. В прошлом году, насколько мне известно (я передаю лишь дошедшие до меня слухи, за подлинность не ручаюсь) в Славско предпринималась попытка переговоров местной (а может и областной) администрации с потенциальными инвесторами из Австрии. Результат? Решено ни пяди родной земли буржуям не отдавать, а заниматься реконструкцией и развитием Славско своими (отечественного бизнеса) силами. Если эти строки читает кто-либо, более просвещенный в отношении будущего Славско, поправьте меня. Только не убеждайте, пожалуйста, что своими силами через пару лет Славско превратится в Нью-Васюки с театрами и аэропортом - все равно не поверю. А хотелось бы... Январь 2002. SKIER. Источник: http://www.skier.com.ua |
|
ARTinForm: разработка сайта. Платформа: CMS. NetFlex Рекомендуем: туристические ресурсы |
Наши координаты: Москва, Ленинградский проспект, д. 7, оф. 301 Тел: (495) 950-53-75 (мн.) e-mail: info@ski-season.ru Cхема проезда в офис |